logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 

Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru
загрузка...

Методические разработки.

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Автор: Шабалина Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 140, г. Пермь.

 

Оглавление

Введение. Актуальность проблемы.

Теоретический раздел.

Практический раздел.

Заключение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Воспитательно-образовательный процесс ведется по трем направлениям:

  1. гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, с Библией, как с книгой /православные традиции/, знакомство с историей родной земли /история Прикамья и России/, знакомство с искусством /древнерусская живопись – икона/, с культурой, знакомство с этнографией /строение избы, украшение жилища, одежда/;
  2. народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство /Ремесла. Рукоделие. Игрушка. Роспись. Работа с глиной. Знакомство с камнем./
  3. формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека:

- народная медицина и кухня /огородные и лекарственные растения, традиции закаливания, русская баня, трапеза, русские напитки/.
- народные игры и танцы.
Каждое направление включает в себя все аспекты воспитательно-образовательного процесса: физическое, эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие.
Система работы в гуманитарном направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям особые ощущения и эмоциональные переживания. Для этого в ДОУ выделено помещение, где разместились предметы старины: коромысло, горшки, лапти. Эти предметы часто встречаются в русских народных сказках.
Первые посещения «избы» детьми младшего дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, способам действий с ними. В старшем дошкольном возрасте еще подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами /например, лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа/. Кроме того, указывается зависимость пользования определенными  предметами от социального уровня /крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами/. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия /горшок, кринка, кувшин/.
На занятиях использую игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок. Детям младшего дошкольного возраста сказка рассказывается от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа, а дети постарше – сами участвуют в пересказе. В «избе» устанавливается люлька с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки.
Начиная с младшей группы, на занятиях появляется персонаж из мультфильма – домовенок Кузя. Это представитель русской народной сказки, носитель народной мудрости, который плохо ориентируется в современной жизни и просит детей рассказать ему, что те знают о ней. Он затевает с детьми разные игры и забавы.  В эти занятия включены разные виды деятельности. Кузя знает великое множество сказок. Он их рассказывает детям по-особенному: с шутками, прибаутками. Домовенок хранит свои сказки, потешки, и загадки в особом сундуке. Есть там и докучные сказки / «Про белого бычка»/ и забавные / «Жил-был царь Ватута, вот и вся сказка тута»/. Иногда появляются из сундучка странные и интересные вещи /скалка, волчий хвост/. Кузя просит ребят догадаться, из каких они сказок. Он может рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то забывая или пропуская. Из сундучка Кузи неизвестно почему могут пропасть загадки или, наоборот, отгадки. И в этом случае дети приходят ему на помощь, отгадывая загадки или рисуя их ответ, а Кузя потом прячет рисунки в свой сундучок. У Кузи, как  и у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен, и всегда ребята приходят на помощь.
При работе фольклорного материала учитываю возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением, все большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме сложного фольклорного материала,  использую беседу.
Для решения поставленной цели в младшей группе выделила следующие задачи:
1) сформировать представления о себе, как о члене общества;
2) углубить представления детей о составе своей семьи;
3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных;
4)  знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы /потешки, пестушки, сказки, колыбельные/.
В младшем возрасте использую следующие приемы:
- пальчиковые игры
- пальчиковый театр
- рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные»
- диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др.
- хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».
В среднем возрасте решаю задачи:
1) конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;
2) углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге;
3) уточнить и расширить представление детей о родном городе;
4) формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище;
5) познакомить с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.
6) познакомить с микроокружением и макропространством, с восприятием себя сейчас и своего будущего.
Наиболее значимыми в этом возрасте считаю следующие методы работы:
- чтение народных сказок;
- заучивание пословиц, закличек, дразнилок;
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий;
- экскурсии в лес, парк;
- знакомство с ближайшим окружением /школа, красивые здания микрорайона, улицы/;
- использование макетов «избы»;
- демонстрация диафильмов, слайдов;
- диагностические игры «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Выбери картинку», «Чего не хватает» и др.;
- народные игры «Клубок», «Баба Яга», «Домовой», «Кузовок» и др.
Наиболее продуктивным  в этом возрасте является обучающее занятие, такое как «Гуси-лебеди», цель которого – расширение знаний об окружающем мире через русскую народную сказку, обогащение словарного запаса детей. Детям интересны викторины в игровой форме, цель которых – закрепить знания о разных видах устного народного творчества /пословицы, загадки, сказки, потешки, заклички и т.д./, воспитывать интерес к народному фольклору.
Задачи старшего возраста:

  1. продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;
  2. дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с  природой и строилась на основе народного календаря;
  3. расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

     Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого ближайшего окружения. Система традиционной картины мира держится на народном праздничном календаре. Обряды и праздники были основными точками, связующими звеньями, на которых основывались представления о пространстве и времени. У каждого народа есть свои особенности в календаре, любимые и особо почитаемые праздники. Календарь лежал в основе жизни как крестьян, торговцев, так и горожан. Через календарь знакомлю детей, как с дореволюционным временем, так и с советской культурой. Знания о народных праздниках, играх, оберегах, навыки «ремесла», стремление воплотить через семью духовно-нравственные каноны Святой Руси – являются багажом в моей работе. Дети узнают о воспитании детей в старину, о взаимосвязи поколений,  о генеалогическом древе и семейных гербах. /см.приложение      /.
Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы:
- путешествие на «Машине времени»;
- «загадочные письма»;
- задания от деда Чудоведа;
- кроссворды, ребусы;
- создание альбомов, схем;
- создание макетов;
     - ручной труд «Плетение поясов», «Изготовление жаворонков» и т.д.;
- творческие задания – создай герб семьи, родословное древо;
- сочинение рассказов, сказок, загадок;
- беседа;
- дидактические игры «Лента времени», «Кто кому приходится», «Составь портрет мамы»;
- народные игры, хороводные игры.
Наряду с беседой – эффективный прием соразговор, где в творческий мыслительный процесс вовлекается большинство ребят. Коллективная работа получается при составлении единого текста, предложения к которому придумывает каждый ребенок, передавая от себя соседу последние строчки.
В старшем возрасте особое внимание уделяется воспитанию моральных качеств. Здесь добавляю следующие приемы: нарисуй пословицу, расшифруй пословицу, поговорку. Народные пословицы – это свод народной мудрости, цвет народного ума. Пословица есть обобщение проверяемого веками культурного опыта поколений, выверенного жизненным опытом: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Какова пряха, такова и рубаха».
     Большинство предлагаемых заданий выявляют уровень усвоения знаний детьми. Знания не самоцель: они важны не сами по себе, а как основа для воспитания отношения к человеку и окружающему миру. Знания ребенка легко выявить, но известно, что ребенок и взрослый человек могут обладать знаниями, а вести себя иначе.
Задания для диагностики  объединены в группы. Результат выполнения задания ребенком оценивается по трехбалльной системе. Это помогает выявить уровень развития детей группы в начале учебного года и учитывать его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный подход к детям  низкого и высокого уровня развития. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который дает четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на нравственно-патриотическое воспитание детей.
На основе результатов диагностики планируется коррекционная работа своей деятельности и работа с детьми и родителями.
Руководствуясь госстандартами, научными авторскими методиками составила свою диагностику в виде тестовых заданий, позволяющих определить уровень проделанной работы, уровень развития ребенка- дошкольника и его отношение к окружающему миру.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (П мл.группа – 3-4 года)
 по истокам традиционной народной культуре

Задание 1.

  1. Дидактическая игра «Из какой сказки персонаж?».

     ЦЕЛЬ:  Выявить объем знаний русских народных сказок.

Задание 2.

  1. Дидактическая игра: «Кому, что подарить?»

      ЦЕЛЬ: Выявить умение, определять к какому полу, и по каким
     признакам относится человек: физическим, поведенческим,
     деятельностным.

      Задание 3.

  1. Словесный тест: «Расскажи потешку».

      ЦЕЛЬ: выявить багаж знаний потешного материала, понимание устной
      народной речи.
Тестирование проводилось во П младшей группе N 4. Количество детей в группе 15 человек.
Для проверки знаний детей брала по 3 человека. Если ребенок выполнил все задания правильно, он получал – 3 балла; если с небольшим количеством ошибок, пытался дать объяснение – 2 балла; если  ошибался, не давая объяснений, – 0 баллов.
Детям предлагались 3 тестовых задания.
По результатам диагностики можно сделать вывод: 
Полученные результаты дают основание считать, что дети становятся доброжелательными в отношении к близким людям, эмоционально – отзывчивыми на состояние близких людей, а также дети овладевают речевыми способами общения, развивается активный словарь. Дети в этом возрасте получают первоначальные знания о традиционной народной культуре, которые применяют в свободной деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх, художественной деятельности, в строительной деятельности.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (средняя группа – 4-5 лет)
 по истокам традиционной народной культуры

Задание 1.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?».

    ЦЕЛЬ: выявить, способен ли ребенок из группы разных предметов
    находить лишний.
Задание 2.
Дидактическая игра «Предметы народного быта».
      ЦЕЛЬ: выяснить знания детей предметов народного быта.
Задание 3.
     Словесное задание «Устное народное творчество».
     ЦЕЛЬ:  выявить багаж знаний устаревшего народного творчества.   
          (см. приложение     ).
       По результатам проведенной диагностики  можно сделать вывод,                                  что дети проявляют интерес к истории своего города, к культуре своего народа. В этом возрасте у детей формируются начальные представления о традициях народа, закладывается чувство гордости за свою страну.

Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного возраста (старшая группа – 5-6 лет)
 по истокам традиционной народной культуры

Задание 1.
Дидактическая игра «Лента времени».
ЦЕЛЬ: выявить представления об общем ходе возрастного развития человека, умение различать проявление возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, прическа, обувь).

Задание 2.
Лото «Быт русских людей».
ЦЕЛЬ: выяснить у детей о представлении быта русских людей.

Задание 3.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
ЦЕЛЬ: выявить знания об особенностях жизни людей в прошлом и настоящем.

Задание  4.
Устное народное творчество
ЦЕЛЬ: выявить у детей багаж знаний пословиц, поговорок, загадок, русских народных сказок, чистоговорок, считалок, потешек, сговорок, закличек, дразнилок.
(см. приложение      ).
Анализ проводимой работы показал, что дети владеют первоначальными представлениями об истории возникновения Руси, о народах, населяющих ее в прошлом их традициями. Дети способны практически применять информацию исторических событий в разных видах деятельности: художественной, познавательной, игровой, продуктивной, музыкальной.
Диагностическое задание, выявляющее знания детей дошкольного возраста (подготовительная группа – 6-7 лет)
по истокам традиционной народной культуры
Задание 1.
Опросник.
Тестирование проходило в индивидуальной форме, каждому ребенку были предложены вопросы, определяющие знания детей в области народной традиционной культуры города, страны, в котором мы живем /см. приложение    /.
Анализ проводимой работы показал, что дети знают историю, традиции своего края, бережно относятся к природе родного края; с уважение относятся к пожилым людям и с любовью, и заботой к своим родителям.
Формирование знаний о традиционной народной культуре – не самоцель, а основа для воспитания осознанно – бережного отношения к человеку, природе, к миру, созданному трудом человека, проявляющегося  в конкретных поступках детей. Поэтому необходима диагностика, выявляющая и отношение ребенка к окружающему миру (см. приложение    ).
Анализ результатов по диагностике, выявляющей отношение детей к окружающему миру убеждает, что потенциал ребенка в области интеллектуального и морального развития значительно выше, что это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Мои выпускники уносят из детского сада во взрослую жизнь, не крупицы знаний, которые им помогут проявлять себя настоящими гражданами и патриотами нашей Родины. Будущая Россия – это Россия, которая будет принадлежать нашим детям.

Большую помощь в моей работе оказывают родители, они выполняют роль не пассивных наблюдателей за жизнью детей в детском саду, а являются непосредственными активными участниками педагогического процесса. В нашем ДОУ существует клуб «Любящих родителей», в котором знакомлю родителей с обычаями и традициями края. Провела викторины «Что за прелесть эти сказки», «Не мыслима Россия без имен», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Самый умный дошкольник». Родители принимают участие в создании русских народных костюмов своим детям к народным праздникам, вместе с нами ходят в походы, ездят на экскурсии, помогают изготавливать дидактические игры, пополняют мини-музей старинных вещей /см.приложение     /.
В группах существуют информационные стенды. В рубрике «Это интересно знать» объясняю изучаемые слова, изречения народной мудрости, притчи, памятные даты (см.приложение     ).
Моя тема не оставила равнодушным ни одного педагога ДОУ. Недостаток знаний о культуре и истории своей малой родины вызывает у них интерес. На педагогических советах обогащаю знания и расширяю кругозор по направлению «Традиционная народная культура»:
- деловые игры / «С Уралом будь един»/;
- консультации «Зачинатель науки», «Роль семьи в патриотическом воспитании»;
- круглый стол / «Раскрой историю улицы г.Перми»/;
- оформление стендов.

 

   
  Rambler's Top100