logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Социально-коммуникативное развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Автор: Кириенко Руслана Рустемовна, воспитатель, МБДОУ N83, г.Мурманск.

 

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
     Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.
     Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам: традициям семьи, общества и государства.
     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из пяти образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области предполагает включение детей в систему социальных отношений.
     Цель моей работы: знакомство детей с явлениями окружающей жизни.
     Задачи:

  •  Углубить представления детей о семье;
  •  Закрепить представления ребёнка о себе как о члене коллектива;
  •  Познакомить с детским садом и его сотрудниками.

     В работе использую следующий программно-методический комплект:

  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, 2012
  • Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие, 2011
  • Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной: Методическое пособие, 2009-2010.
  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью: Методическое пособие, 2003.
  • Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру, 2000

     Для реализации поставленной цели и задач разработала тематическое планирование.

Тема

Программное содержание

Моя семья

Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Мои друзья

Формировать понятия «друг», «дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать. Проявлять заботу и внимание друг к другу.

Всё о детском саде

Уточнить знания детей о детском саде. Расширить знания о людях разных профессий, работающих в детском саду, воспитывать уважение к их труду. Формировать понятия «я – воспитанник детского сада», «детский сад – мой родной дом».

     Проникновение ребёнка в мир социальных отношений людей начинается с углубления представлений о семье и её истории. Для этого я использую следующие формы работы:

  •  рассматривание фотографий, иллюстраций, картин с целью развития представлений о родственных отношениях в семье;
  •  индивидуальные разговоры о членах семьи и  их любимых занятиях;
  •  беседы об обязанностях всех членов семьи;
  •  моделирование из набора фигурок, изображающих взрослых разного возраста и детей, сюжетов из жизни семьи, используя дополнительные наборы мебели, транспорта, городских построек;
  •  обыгрывание сюжетов: семья празднует день рождение, отдыхает на природе, отправляется в отпуск и т.д.;
  •  создание ситуаций: «Чем можно порадовать маму?», «У бабушки и дедушки день рождения» ;
  •  дидактическая игра «Погода в доме»;
  •  пальчиковый театр «Дружная семья»;
  •  чтение художественной литературы.

     Большой интерес у детей и родителей вызвали семейные  проекты «Уголок хорошего настроения», «Окно радости».
     Цель проектов: развитие у ребёнка чувства гармонии с самим собой и близкими людьми.
     «Окно радости» - на радость себе и людям дети делают на окнах забавные рисунки: снежинки к Новому году, цветы к женскому дню. Этот проект - мостик к вызову ребёнка на разговор, совершенствованию диалогической речи.
     «Уголок хорошего настроения» - формирует у детей чувство удовлетворённости, собственного достоинства; уверенности в своих силах. Мало ли неприятностей происходит каждый день – можно грустить и ничего не делать. А можно забраться в свой уголок, полистать любимую книгу, посмотреть семейное фото, найти неожиданный сюрприз от мамы и улыбнуться хорошему настроению. А потом рассказать об этом  взрослым и детям в детском саду.
     Уже в дошкольные годы ребёнок должен научиться сочетать различные области социализации. И детский сад открывает перед ним новые возможности опыта и взаимоотношений. Социальная среда детского сада не только обеспечивает процесс социализации, посредством воспитания, но и способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.
     В средней группе продолжаем работу по ознакомлению детей с дошкольным учреждением. Разговариваем с детьми о том, что такое детский сад, какие помещения есть в здании, для чего они нужны. Подключаем детей к оформлению своей группы. Создаём ситуации: «Кукольный детский сад», «Наши игрушки собираются на праздник», «Мы – помощники в группе». Особенно моим воспитанникам нравятся посещение других групп. Так, например, посетив ясельную группу, дети поучили малышей правильно умываться. Продолжаем знакомить детей с трудом работников детского сада.        При этом соблюдаем следующие правила:

  • Знакомим с теми видами труда, трудовые действия и результаты которых наглядны.
  • Раскрываем особенности труда на конкретном содержании.
  • Рассказываем о человеке и его труде интересно, так чтобы обыденный факт становился ярким и значимым.

Для воспитания симпатии к сверстникам  я использую следующие методы и приемы:

  •  Ролевая гимнастика
  •  Утро радостных встреч
  •  Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-драматизации
  •  Задушевные посиделки
  •  Игры-упражнения « Наши хорошие поступки», «Я и мои друзья», «Чем можно порадовать друг друга», «Мы помощники в группе», «К нам пришли гости»
  •   Празднование Дня именинника
  •  Творческие выставки детей
  •  Минутки уединения    
  • Интервьюирование

 Таким образом, знакомство детей с окружающей жизнью способствует формированию у них интереса к социальному окружению.

   
  Rambler's Top100