logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Труд детей в природе.

Из опыта работы воспитателя Мокеевой Е.А.

Автор: Мокеева Е.А., воспитатель, МДОУ Детский сад N42 г.Раменское Московской обл.

фото 1

Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять -принятое решение).
В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому мы имели возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Дети могли сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае очень тонко и незаметно «подсказывает» детям выбор объектов, следит за тем, чтобы они бережно обращались с животными и растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца. Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю об окончании работы и просили проверить сделанное. Вначале работа ребенка оценивалась в конце каждого дня. Дети рассказывали всей группе, как они ухаживают за рыбками и растениями, что нового, интересного заметили. Поэтому целесообразно было периодически производить осмотр уголка природы со всеми детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает ответственность детей за выполнение своих обязанностей. При оценке работы следует подчеркнуть хорошее состояние животных и растений, с тем, чтобы доставить детям удовлетворение и радость от результатов своей работы.

фото 2

В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомились с различным посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Это укрепляло их умение сеять, сажать, ухаживать. Происходила опора на опыт детей:    предлагалось детям рассказать, как посадить луковицы. Дети вспоминают, находят корешки и верхушку луковиц и вполне справляются с посадкой.
При кормлении рыб дети должны соблюдать следующие правила: кормить рыбок каждый день в одно и то же время (утром); кормить рыбок сухим и живым кормом; насыпать корм по мерке (сухого корма игрушечную ложечку, 2—3 мотыля на рыбку); корм насыпать только в кормушку, чтобы не загрязнять воду. Поручения связывались с интересным наблюдением («Покорми рыбок и посмотри, какой корм лучше едят»). Для воспитания умения ухаживать за рыбками               привлекались дети к перезарядке аквариума. Она приучает детей к коллективной работе. Подготовка детей к предстоящим работам на участке начиналась задолго до посадок в цветнике.
Перед посевом семян на участке в группу дети приносили семена цветочных культур. Дети рассматривали эти семена, рассказывали, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель берет блюдце и вату, кладет ее в блюдце, на вату кладет несколько семян какой-нибудь овощной культуры, поливает их водой и ставит в теплое место: «Посмотрим, как будет пробуждаться    семечко, что из    него появится».Часть семян, предназначенных для посева, оставлялась в группе, с тем чтобы каждый ребенок мог рассмотреть их, потрогать и сравнить их с проросшими семенами. Наблюдения за прорастанием семян помогали детям увидеть своими глазами развитие растения и понять переход семян от одного состояния к другому. У воспитанников участие в уходе за рассадой еще больше пробуждает интерес, вызывает желание самим выращивать цветы; дети стремятся как можно быстрее приступить к работе.
Однако в первоначальных трудовых процессах детей, даже в тех случаях, когда производится большая предварительная работа в помещении (уход за комнатными растениями, выращивание рассады), побуждающим моментом трудовой деятельности являлось стремление удовлетворить потребность в действовании, присущую дошкольникам. Ребенка увлекает перспектива дела, возможность активно действовать самому «по-настоящему», увлекает представляемый им конечный результат труда.
Все дети хотели работать на участке, но их действия, как и у детей средней группы, вначале были небрежны, поспешны, недостаточно точны, часто переходили в игру. А ведь специфика работы по выращиванию растений и заключается в том, что получение конечного результата опосредствовано рядом промежуточных звеньев — трудовых процессов, осуществляемых в определенной последовательности (сначала надо приготовить землю, а потом посадить семена; чтобы они росли, их надо поливать, нужно делать прополку, рыхлить землю и т. д.). Каждое промежуточное звено в свою очередь имеет свою цель и свой маленький результат, который в той или иной мере зависит от качества ухода, от затраты сил ребенка, примененных им в процессе выполнения трудового поручения. В первоначальных работах очень важно было суметь вовремя использовать стремление и интерес ребенка к трудовым процессам и помочь осознать их роль для роста растений. С первых дней трудовой деятельности каждый воспитанник должен иметь определенный участок работы, за который он несет ответственность перед всем коллективом. Дети участвовали во второй перекопке земли (первую вскопку делают взрослые). Детям объяснялось и показывалось, как вскопать и рыхлить землю.

фото 3

После устройства клумб дети сажали семена знакомых им овощей и цветов. Ребята высаживают рассаду, пересаживали цветы: анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунью, табак. В ходе работы они учились делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение с комом земли в ямку, засыпать землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для поливки.
При поливе дети должны также руководствоваться и величиной обрабатываемой поверхности почвы (поливать обильно и равномерно всю поверхность клумбы) и состоянием погоды (температура воздуха, осадки). Каждый ребенок с нетерпением ждал своего дня, когда он будет работать. Ребята старались все делать по правилам, сделать больше того, что им говорилось, делились наблюдениями между собой, советовались друг с другом

фото 4
   
  Rambler's Top100