logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур»

Педагогический совет.

Автор: Регузова Елена Вениаминовна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N68 «Яблонька»  г. Тамбов.

 

Цель работы педсовета: поиск путей оптимизации системы мер по охране и укреплению здоровья детей, систематизировать знания педагогов по данной теме, учить анализировать и оценивать деятельность коллег, закрепить умение на основе фактического материала формировать педагогические выводы.
Повестка педсовета:

  • Вступительное слово заведующего. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета
  • Итоги тематической проверки «Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей старшего дошкольного возраста к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих».
  • Выступление: «Нетрадиционные методы закаливания в условиях детского сада» (из опыта работы).
  • Выступление: «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости» (Мастер-класс).
  • Выступление: «Игровой массаж, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни» (обмен опытом).
  • Педагогическая разминка
  • Подведение итогов.

Ход педсовета:
 1.Подведем итоги выполнения решения предыдущего педсовета.
 Тема нашего педсовета: «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через сложившуюся в детском саду систему физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур».
 Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
 По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
 Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".
 К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.
 По мнению родителей здоровье – это:

  • Физическое, социально, духовное благополучие;
  • Отсутствие болезней;
  • Способность к полноценной жизни;
  • Когда мы улыбаемся
  • Когда ты свеж и бодр
  • Равновесие между внутренним и внешним миром
  • Здоровое питание, физические нагрузки.
  • Сила, красота, хорошее настроение
  • Активный образ жизни
  • Вера в себя, психологический комфорт.
  • Образ жизни
  • По мнению детей – это:
  • Когда болеешь потом выздоравливаешь
  • Когда не болеешь никогда
  • Когда организм кушает все здоровое.
  • Это полезная еда
  • Это когда я здороваюсь
  • Это ходить в детский сад, не болеть.

- А по вашему мнению, что такое здоровье? (педагоги предлагают свои варианты ответов)
 Ученые предлагают следующую формулировку:
 Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
 Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
 Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
 Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
 Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
 Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
 Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета.
 Правильное организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.
 Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
 Давайте сейчас попробуем определить:  "Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми".
 По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья детей следующие:

  • Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
  • Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  • Перенасыщение учебного процесса;
  • Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  • Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
  • Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостатки в системе физического воспитания.

 По словам Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
 На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:

  • Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
  • Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
  • Детские потешки ("Водичка-водичка, умой мое личико…", "С гуся вода, с Вани вся худоба…", "Сорока-ворона, кашу варила…" и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
  • Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
  • Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др), несущие в себе часть материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;
  • Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: "Что есть?", "Как есть?", "Когда есть?" (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашенные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи)

 Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая бы насыщала атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Задачу – формирование, сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, решает наука валеология (Valeo –здравствовать). Валеология комплексная наука о механизмах формирования, сохранения, укрепления индивидуального здоровья, направленная на самосовершенствование, самопознание и самокоррекцию. В настоящее время четко обозначились и сформировались два основных раздела валеологии:
 Медицинская валеология – предмет исследования механизма индивидуального здоровья.
 Педагогическая валеология – предмет исследования закономерности вовлечения личности в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни.
 Задачи педагогической валеологии следующие: воспитание потребности в здоровом образе жизни, обучение методам и способам сохранения, развития и укрепления здоровья.
 Валеологизация учебно-воспитательного процесса: разработка учебных программ, технологий и т.п. Валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:
Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
 Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Принцип "Не навреди" Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам – научи друга".
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
 Эдисон пишет "Как скульптору необходим кусок мрамора, так другим необходимы знания", а значит и нашему ребёнку дошкольного возраста нужна система знаний о здоровье.

2. Выступление заместителя заведующего с  итогами тематической проверки  «Актуальность вопроса воспитания осознанного и действенного отношения детей старшего дошкольного возраста к охране, укреплению своего здоровья и здоровья окружающих» /справка прилагается/.

3. Доклад: «Нетрадиционные методы закаливания в условиях детского сада» (из опыта работы)/доклад прилагается/

4. Доклад: «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости» (Мастер-класс)/доклад прилагается/

5. Доклад: «Игровой массаж, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни» (обмен опытом)/доклад прилагается.

6. «Педагогическая разминка»
Существует много причин, разрушающих наше здоровье. Основная причина у педагога – неумение противостоять стрессам. Предлагаю вашему вниманию одиннадцать способов снижения стресса (включить музыку).
Научитесь расслабляться. Устраните все то, что отвлекает ваше внимание. Закройте глаза, представьте себя в спокойном состоянии. Дышите медленно и глубоко.
Научитесь над собой смеяться. Через некоторое время вы оглянетесь на свои неприятности и будите удивлены, что реагировали на них так серьезно.
 Заглядывайте в будущее. Как только вы разберетесь в том, что сейчас заботит вас, вы, конечно же, поймете, что рисуете проблему монументальной, чем она есть на самом деле.
 Будьте реалистом! Ошибки, которые совершили вы, никогда не задерживаются так долго в памяти других, как в вашей.
Возьмите отпуск.  Вы, должно быть, полагаете, что способны проработать по 12 часов в день и 52 недели в году. Неправда! Вы сможете работать немного лучше, если будете поддерживать здоровье и снизите стресс дома, перестав быть трудоголиком.
 Постарайтесь, чтобы у вас были близкие друзья.  Если вы поделитесь своими проблемами, трудностями с другими, они уменьшаются.
 Планируйте и организуйте свою работу более эффективно.
 Поддерживайте свое здоровье.
 Делайте зарядку, по крайне мере, три раза в неделю. Придерживайтесь хорошо сбалансированной диеты.
 Приобретайте эффективные, самоутверждающие навыки.
 Научитесь говорить "нет" людям, общение с которыми вам в тягость.
 Оцените свои возможности.
 Что действительно важно для вас? Приносят ли проблемы вам разочарование и тоску или их решение стимулирует вас, делает вашу жизнь более насыщенной?
 Имейте интересы вне работы.
 Не замыкайтесь только на работе. Займитесь каким – ни будь приятным делом в конце трудового дня или недели.
 Позволяйте себе отдохнуть. Почитать книгу. Послушать музыку. Раслабтесь и вспомните самые приятные моменты своей жизни.

     Следующие  задания:

  1. Назвать пословицы и поговорки о спорте, смелости и храбрости (по 5 штук)

Примерные пословицы и поговорки:
- Кто смел, тот и на коня сел.
- Кто смел, тот первый поспел.
- Бой отвагу любит!
- Смелость города берет!
- Любого за пояс заткнет.
- Где смелость, там и победа!
- Один за всех и все за одного!
- Спорт не опасен, если ты мужеством красен!
- Берись дружно – не будет трудно.
- Сильный скачет, а слабый плачет.

2. Продемонстрировать Физминутки (по 2 штуки)

3. Загадать загадки (по 5 штук)
Примерные загадки:
- Скажи какой железный мяч
  Одной рукой толкнул силач? (ядро)
- Взял дубовых два бруска,
  Два железных полозка,
  На бруски набил я планки
  – Дайте снег! Готовы… (санки).
- Это птица – не синица,
  Не орел и не баклан,
  Это маленькая птица
  Называется… (волан).
- Тучек нет на горизонте,
  Но раскрылся в небе зонтик,
  Через несколько минут
  Опустился… (парашют).
- Под гору -  коняшки,
  В гору – деревяшки. (лыжи)
- У меня есть два коня,
  По воде везут меня,
  А вода – то тверда,
  Словно каменная. (коньки).
- Когда весна берет свое, 
  И ручейки бегут звеня,
  Я прыгаю через нее
  Или она через меня. (скакалка).
- Что это у Галочки?
  Ниточка на палочке.
  Палочка в руке,
  А ниточка в реке (удочка)
- Кто из вас ребята знает,
  Что закалке помогает
  И полезно нам всегда?(солнце, воздух, вода).
- Стоит мой конь,
  Как вкопанный,
  Копытами не топает (гимнастический конь).

  • Продекламировать стихотворения о спорте (по 2 штуки)

Примерные стихи:
Мы зарядку делали,
Прыгали и бегали.
Стали загорелыми,
Сильными и смелыми.
Мы зимой катались с горки,
Летом плавали в реке,
Чтоб потом у нас пятерки
Зазвенели в дневнике.

Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Даже утром самым хмурым
Веселит нас физкультура.
И конечно очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый.

Для занятий, как известно,
Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражненья делать с ним.
Через прыгалку поскачем
По дорожке далеко.
Не сумел бы даже мячик
Так подпрыгнуть высоко.

Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Чтоб расти  и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам

5. Примерные педагогические ситуации:

  • Кушай сейчас же! И чтоб ничего на тарелке не оставлять, - настаивает мама. Она очень огорчается, когда трехлетняя дочь отодвигает тарелку с недоеденной пищей.

- Очень мало ест, не то, что Игорек, - ест наравне со взрослыми! – вздыхает она. Пусть ест больше, здоровее будет!
Права ли мать, считая, что объем пищи ребенка должен быть не меньше, чем у взрослого? Каков должен быть объем пищи ребенка дошкольного возраста? Какие советы вы можете дать матери?

  • Шестилетний Виталик оправдывает свое опоздание к обеду тем, что он еще не проголодался.

- Но ведь тебя звали домой! – говорит мама. – Почему не послушал?
- Ну и что? Я еще не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.
Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа – сверстника. Снова пререкания:
- Не хочу спать! Еще рано!
Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать!»
Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу Вы проведете с родителями Виталика?

  • Валина мама жалуется врачу, что ее дочь часто болеет.

- Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, лыжах. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Советуют: надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!
Права ли мать? Можно ли укрепить здоровье ослабленного ребенка? Как донести это до мамы?

  • Когда Сережины мама и папа работают до поздна, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и разрешает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!»)

      Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно… Вот и сегодня утром с трудом встал с постели.  
     Настроение понурое, ел плохо, капризничает.
     - Уж не заболел ли? – беспокоится бабушка. И прежде чем вести в детский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.
    Врач детского сада, осмотрев ребенка, сказал:
     - Мальчик здоров.
    Бабушка теряется в догадках: что за причина Сережиного самочувствия?
    В чем причина пониженного тонуса Сережи? Какие телевизионные передачи можно смотреть ребенку дошкольного возраста? Сколько времени ребенок может проводить у телевизора? Объясните, почему.
Жюри подводит итоги.

Здоровье самого воспитателя, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
 Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в детском саду.
 Факты:

  • Для воспитателей со стажем работы в детском саду 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
  •  У трети воспитателей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Тренинг-тест
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»
I. Если утром вам надо встать пораньше, вы
1.  заводите будильник
2.  доверяете внутреннему голосу
3.полагаетесь на случай
II. Проснувшись утром, вы
1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом
       начинаете собираться на занятия
3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак?
1. из кофе или чая с бутербродами
2. из мясного блюда и кофе или чая
   3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак  часов в десять
IV. Вы предпочли бы,
1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой
2.поесть не торопясь и  еще спокойно выпить чашку кофе
3.поесть не торопясь еще немного отдохнуть
 V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами
1. каждый день
2. иногда
3. редко
VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее
1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию
2. флегматичным отстранением от споров
3. ясным изложением своей позиции и отказом от           дальнейших споров
VII. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий
1.не более чем на 20 минут
2.до 1 часа
3.более 1 часа
VIII. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?
1.встречам с друзьями, общественной работе
2.хобби,
3.домашним делам
IX. Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это
1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот
2.потеря времени и денег
3.неизбежное зло
X. Когда вы ложитесь спать?
1.всегда примерно в одно и тоже время
2.по настроению
3.по окончанию всех дел
XI. Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск?
1.все сразу
2.часть летом, а часть – зимой
3.по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел
XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни?
1.ограничиваетесь ролью болельщика
2.делаете зарядку на свежем воздухе
3.находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной        
XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз
1.Танцевали
2.занимались физическим трудом или спортом
3.прошли пешком не менее 4 км.
XIV. Как вы проводите летние каникулы?
1.пассивно отдыхаете
2.физически трудитесь, например, в саду
3.гуляете и занимаетесь спортом
XV. Ваше честолюбие проявляется в т ом, что вы
1.любой ценой стремитесь достичь своего
2.надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды
3.намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.
Оценка результатов

Вопросответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

30

10

20

30

0

0

30

30

10

2

20

30

30

0

30

10

0

10

20

3

0

0

0

10

20

30

30

0

30

10

11

12

13

14

15

30

30

20

0

30

0

0

0

0

30

30

20

0

0

0

0

30

30

Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов  и суммируйте их
РЕЗУЛЬТАТЫ

  • 400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни  придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
  • 280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать  свои силы  и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
  • 160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
  • Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Пропишите себе рецепт оздоровления.
Ведь оздоровление в детском саду должно начинаться именно с нас.
один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА:
1. она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

7.Подведение итогов педсовета.

   
  Rambler's Top100