logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Организация образовательного процесса в ДОУ на основе модульного подхода.

Автор: Мозжухина Наталья Геннадьевна, социальный педагог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад N332 «Березка», г. Нижний Новгород.

 

Центральным вопросом реформирования российской системы образования является ее содержательное и структурное обновление. В настоящее время ведутся поиски новых подходов к построению педагогического процесса. Модульный подход к организации педагогического процесса, дает возможность реализовать современные требования ФГТ к организации работы в дошкольном учреждении. Работая с модулями, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала и до конца, поэтому легко ориентируется в ней.
         Модульный подход позволяет строить образовательный процесс в ДОУ на основе комплексно-тематического принципа, что позволяет сделать жизнь детей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.
         На современном этапе развития дошкольного образования модульный подход является, на наш взгляд, одним из наиболее целостных и системных подходов к организации образовательного процесса, который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач.
         Модульный подход на основе тесного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения обеспечивает реализацию принципов целостности педагогического процесса и педагогики содружества, раскрепощению детей, привнесение положительной эмоциональной окраски в их сегодняшнюю жизнь. Вся деятельность детей и взрослых в образовательном модуле объединяется на основе какой-либо темы или сюжета.
         Модульный подход, реализуемый в нашем дошкольном учреждении, предусматривает объединение всех видов взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на основе одной темы, одного сюжета. В модульной системеобучения просматривается интеграция образовательных областей на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре.
 «Центральным звеном», вокруг которого группируются знания, является тематика модуля.
         Работу по составлению модулей мы начали именно с этого - с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.
Разрабатывая содержание модулей, педагоги стремились, чтобы каждая  тема несла определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между темами, которые объединялись в модули, чтобы одни и те же формы работы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело выполнялось разными методами. За основу модуля были взяты социальные явления или праздники. В связи с этим творческой группой был создан алгоритм разработки модулей:
1этап- выбор темы в соответствии с реализуемой программой. Это   «центральное звено»,  вокруг которого будет выстраиваться вся деятельность;
2 этап- выбор социальных явлений, которые определяют тему модуля;
3 этап- моделирование содержания образовательных областей, формулировка интегративных задач на коммуникативной основе;
4 этап- формы, средства и способы работы. Организация по 4 блокам ФГТ;
5 этап – диагностический;
6 этап – презентация достижений детей;
7 этап- оформление материалов модуля (обобщение модуля).
         Для позитивной реализации модульного подхода мы постарались обеспечить все необходимые условия:
§ открытость педагогического процесса;
§ взаимодействие специалистов внутри образовательного пространства;
§ взаимодействие с семьями дошкольников.
         При перспективном планировании учебный год разбили на модули, в которые входят темы: 1месяц — примерно  1 модуль, в модуль входят 3-4 темы (проекты), а каждая тема длится — от одной до двух недель.
         Модули связаны между собой, и разрабатываются последовательно, плавно переходя из одного в другой.
         Так например, 1-й модуль – «Мы и осень» включает в себя 4 темы:
1 тема- До свидания, лето! Здравствуй, детский сад! День знаний.
2 тема- Мой дом, мой город, моя страна, моя планета
3 тема-Урожай. Хлеб – всему голова.
4 тема- Краски осени
         Содержание модуля реализуется одновременно в трех блоках:
§ непосредственная образовательная  деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности;
§ образовательная деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
§ самостоятельная деятельности детей.
         Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, дети раскрепощаются, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически модуль является спектаклем, в котором дети – участники. Это долгосрочная игра. А организованная образовательная деятельность  носит комплексно-интегрированный характер.
Модульный подход к организации образовательного процесса в ДОУ ориентирован  на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – дети – родители.

Специально для модулей совместно с родителями и при непосредственном участии детей разрабатывается проект  развивающей среды, которая включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевым играм, режиссерским играм, подбирается художественная литература, настольно-печатные игры, видеофильмы и аудиокассеты, открытки, значки, фотографии и т.д.

Реализация модульного подхода предусматривает обязательное информирование родителей о происходящем в группе и детском саду через информационные листы, сайт дошкольного учреждения.

Последнее занятие в каждой теме  – заключительный этап или практический выход. На нем подводятся итоги проделанной работы, и поэтому он должен быть интересным и увлекательным. Его организуют в виде праздника, игры, конкурса,  чаепития, выставки детских работ или совместных работ с родителями («Огород на окне», «Мамины руки не знают скуки») и т.п.

Успешность внедрения модульной технологии организации образовательного процесса  позволяет отследить  педагогическая диагностика. В своей работе мы используем «Педагогическую диагностику компетентностей дошкольников».

Внедрение модульного подхода к организации образовательного процесса не означает отказа от программы, по которой работает наше учреждение. Напротив, роль ее еще более возрастает, т.к. каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа по модульному принципу позволяет это делать более интересно для детей и для педагогов.

   
  Rambler's Top100