logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Использование элементов развития творческого вображения на занятиях по развитию   речи»

Консультация для педагогов.

Автор: Кашаева Е.И., воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N11», Камчатский край г. Елизово.

 

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит  дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
    В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.
    Поэтому Федеральные государственные требования предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.
    Интеграция гармонично объединяет  образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
    Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития  личностных качеств ребёнка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж  тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. В своей работе необходимо использовать разнообразные приёмы и методы. Ведь наши воспитанники живут в мире нано технологий. Дети хотят и в образовательной деятельности изучать, использовать, понимать.
    Одним из современных и интереснейших  методов обучения   остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
    Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер  — изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • решение изобретательских задач любой сложности и направленности;
  • прогнозирование развития технических систем;
  • пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);
  • совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

    ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
    В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
    ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
    Наиболее яркими представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В. Ф. Богат, А. М. Страунинг, М. Н. Шустерман, чьи научные статьи, методические разработки и книги легли в основу программ и технологий, применяющихся в детских дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей. Книги М. Шустермана "Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких"  и В. Богата "В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4-6 лет"  рекомендованы к применению, как пособия по развитию творческого мышления в ДОУ Российской Федерации.
    ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.  ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
    Методика ТРИЗ располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации творческой деятельности.
     Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

                     Идеальный конечный результат

    Любое изобретение или усовершенствование (предмета или деятельности) связано с представлениями об идеальном конечном результате. Этот идеал человек должен уметь описать и определить его свойства. Таким образом, задается направление поиска. Определение идеального конечного результата — ИКР — является отправной точкой творческой деятельности.
    Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы — такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».
    На практике идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше.
    Получив инструмент отсечения неэффективных решений, можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР, всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.
Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи:

  • Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?
  • Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?
  • Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?
  • Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению.

           Алгоритм решения изобретательских задач.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

 

Метод фокальных объектов

    Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).
    В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-тые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
    Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
     Почему же работа по МФО начинается с выбора именно случайных слов и их свойств? Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом. 
   Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи.
    Рассмотрим это на примере.
    Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил:
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект,  например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку.  Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.
2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети,  умеющие читать).  Можно предложить карточки с картинками,  разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой  (любые) из них.
3. Предмет (предметы)  найден.  Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10  определений.  Для того чтобы помочь детям,  их   можно спросить: «Какой он (оно,  она,  они)?»   Например,  выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком,  символом, игрушкой) на доске подобранные определения:  прыгающий,  бегущий,  летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.
4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания:  прыгающее яблоко,  летающее яблоко,  смеющееся яблоко,  бегущее яблоко,  плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того,  как нужное (или интересное)  словосочетание найдено,  необходимо придать яблоку нужные качества.  Для этого надо «ввести»  в него те элементы,  которые ему не свойственны,  что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» -  нужны крылья,  надуть,  как шар,  и завязать
веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.
«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.
И «летающие»,  и «смеющиеся»,  и «бегущие»  яблоки растут на дереве.  Их надо собирать.  Как?  Только притронешься к «смеющемуся яблоку» - оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной:  яблоко решит,  что наступила ночь,  и заснет.  С «летающими»  и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело.  Как быть?  Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…
    Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов,  как правило, нет предела. Педагогу важно направить ее в нужное  русло, как можно полнее раскрывая  свойства «яблока» и «пингвина». Отталкиваясь от найденных определений,  необходимо рассмотреть разные варианты яблок. Работать можно по одному из направлений:
- рассмотреть все словосочетания,  найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;
- вспомнить,  в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;
- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное)  и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;
- составляя рассказ об объекте в фокусе,  использовать определения (частично или все).

    У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.
    На занятиях по речевому,  познавательному развитию,  дети старшего дошкольного возраста с интересом  могут играть в  игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.
     Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
     Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
    В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).
    Также можно предложить детям игру "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.).
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры.
 Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

    Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников, в решении проблемных ситуаций.

    С того момента, как методика ТРИЗ была адаптирована для работы с детьми, в ней появились методы, характерные для решения речевых задач: например, метод словотворчества  или метод морфологического анализа. Эти методы предоставляют детям возможность «поиграть словами», пофантазировать и незаметно для себя освоить на практике законы строения частей речи, или морфологии.

                   Морфологический анализ 

    Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам.
    Морфологический анализ — пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении.
   Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик,  то есть многомерную таблицу.  В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные   их варианты по каждой оси.
Например,  нам нужно придумать новую игру с мячом.  Это можно сделать при помощи морфологического ящика.  Сначала определим основные характеристики компонентов и их возможные варианты:
                   А – какой частью тела можно играть с мячом
1А - рукой
2А  - головой

3А – ногой
4А - туловищем   
                    В – каким может быть мяч
1В – резиновый
2В – пластмассовый
3В – деревянный
4В -  воздушный шарик
                       С – чем можно бить по мячу
1С - клюшкой
2С - палкой
3С - ракеткой
4С – частью тела

Затем необходимо построить морфологический ящик:
1А, 2А, 3А, 4А
1В, 2В, 3В, 4В
1С, 2С,  3С, 4С
Из построенного ящика извлекают сочетания элементов.
Например:1А, 1В, 1С;
                  1А, 1В, 2С;
                  1А, 1В, 3С и т.д.
    Общее количество вариантов в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях.  В данном случае 4*4*4=64 варианта.
    Полученные данные обрабатываются. Отбираются наиболее удачные варианты.
     Для более системного и наглядного проведения морфологического анализа, при изобретении или усовершенствовании какого–либо предмета  можно вместе с детьми заранее расчертить таблицу,  а вместо слов, обозначающих нужные   качества или виды материалов,  использовать символы, которые дети придумают сами. 
    В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.  Так,  например,  при работе по развитию творческого воображения дошкольников используют игру «Фантастическое животное», в основе которой лежит принцип действия с морфологическим ящиком.  Строится таблица,  где по вертикали расположены части тела одного животного (голова, туловище, конечности, хвост),  а по горизонтали выстраиваются одноименные части тела разных птиц,  рыб и зверей.  Например:  на первой горизонтальной строке будут располагаться голова попугая,  лошади,  рыбы,  обезьяны.  На второй – туловище попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На третьей – конечности всех 15 этих животных. А на четвертой –  их хвосты. Части тела не рисуются,  а уже готовые выставляются на большой фланелеграф в заданном порядке. Детям предлагается выбрать сначала голову животного,  затем туловище … (Две части тела от одного животного брать нельзя).
    «Фантастическое»  животное выстраивается на отдельном маленьком фланелеграфе.  После того,  как животное «построено»,  нужно дать ему название,  подумать,  какова будет среда его обитания,  как оно будет питаться,  двигаться,  растить детей и т.д.  Закончив занятие по развитию речи,  можно предложить детям данное животное нарисовать,  слепить, поиграть в него. 
    Вот некоторые из возможных животных: тюлехрюшка, птицелев, слонопрыг и т.п.

                                 «Кольца Луллия»

    В качестве варианта можно использовать,  помимо таблиц и «морфологических ящиков»,  так называемые «Круги Луллия» (кольца Луллия).    Данный метод   используется в работе с дошкольниками и является очень эффективным.
    Основоположником этого метода был Раймунд  Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ, миссионер; один из оригинальнейших  представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны.
    Метод  луллизма распадается на две части: первая знакомит нас с операциями, которые должен производить человек для совершения открытий (субъекты); вторая заключает в себя сжатую энциклопедию знаний, уже приобретённых человеком (атрибуты). Всего было шесть концентрических кругов. На одних обозначались субъекты, на других атрибуты. Комбинаций кругов нельзя было исчерпать и за тысячу лет.    Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал  метод  луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Данная методика реализуется с помощью пособия «Кольца Луллия».
    Эти круги очень несложно сделать самим.  Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра,  например,  четыре.  Все круги делятся на 6  секторов (количество секторов может меняться,  но на всех кругах их количество должно быть одинаковым).  В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше,  также по секторам обозначается назначение куртки:  рабочая, спортивная,  для прогулок,  выходная,  девичья,  мальчиковая.  На третьем круге,  еще меньшем,  проставляется в каждом секторе величина,  размер, форма куртки:  широкая,  длинная,  узкая,  короткая,  тонкая,  толстая.  На четвертом круге,  самом маленьком,  обозначается материал,  из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень (булавку,  гвоздик). Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка –  указатель.  Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты. 

         «Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями.
    Например: образовательная область «Коммуникация» - используются  круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).
    Область «Познание» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.), а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.), с  цифрами (состав числа).
    Область «Чтение художественной литературы»  - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.
    Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.
Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца  Луллия», используя лишь несколько колец  можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре.
    Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое.
    Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие  нового материала.

                Оператор РВС (размер, стоимость, время)

    Еще один прием ТРИЗ – оператор РВС ( Р – размер, С – стоимость, В - время). Дело в том,  что при решении тех или иных задач довольно часто человека «связывает»  инерция мышления. Как правило,  она обусловлена жесткими пространственно-временными представлениями о предмете или явлении. Для «расшатывания»  привычных представлений и применяют оператор РВС, чаще всего в том случае, когда хотят получить серию идей, направленных «в сторону решения задачи».  Можно уменьшать или увеличивать размеры.  Ускорять или замедлять время.  Назначать любую стоимость. Варьировать в любых пределах, вплоть до абсурда. Например, перемещаться из одного пункта в другой приходится за несколько часов, а мы перелетаем в мгновение ока.  Дешевый камешек превращается в дорогой бриллиант и т.д.
    Оператор РВС – большое подспорье в игре–фантазии детей.
    Возможности действия волшебного оператора:
1. Размеры системы увеличиваются в пределах до бесконечности.
2. Размеры системы уменьшаются в пределах до нуля.
3. Время действия того или иного конфликта произвольно увеличивается до бесконечности.
4. Время действия уменьшается до нуля.
5. Стоимость увеличивается до бесконечности.
6. Стоимость уменьшается до нуля.
    Использование оператора РВС позволяет подготовить детей в дальнейшем к умению преодолевать противоречия путем разделения свойств предмета во времени и пространстве и приблизить детей еще на один шаг к системному мышлению.
    Хорошо начать знакомство детей с оператором РВС через произведения художественной литературы.

            Если…
                                   Сергей Михалков
Мы сидим и смотрим в окна,
Тучи по небу летят.
На дворе собаки мокнут.
Даже лаять не хотят.
Где же солнце?
Что случилось?
Целый день течет вода.
На дворе такая сырость,
Что не выйдешь никуда.
Если взять все эти лужи
И соединить в одну,
А потом у этой лужи
Сесть,
Измерить глубину,
То окажется, что лужа
Моря Черного не хуже,
Только море чуть поглубже,
Только лужа чуть поуже.
Если взять все эти тучи
И соединить в одну,
А потом на эту тучу
Влезть,
Измерить ширину,
То получится ответ,
Что краев у тучи нет,
Что в Москве из тучи – дождик,
А в Чите из тучи – снег.
Если взять все эти капли
И соединить в одну,
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину –
Будет каплища такая,
Что не снилась никому.
И не приснится никогда
В таком количестве вода.

    Хорошо,  если педагог,  прежде чем сочинять сказки с использованием оператора РВС вместе с детьми, потренируется сам в их придумывании.

                                            Что было бы если…
    «Стал комар большим.  Его хоботок стал хоботищем,  ножки – ножищами, крылышки – крылищами. Вылетел комар из леса, оглянулся…, а леса-то и нет, одни пеньки стоят. Все своими крыльями срубил. Захотелось комару пообедать, ищет себе добычу, а найти не может, большой ведь –  все его видят,  вот и спрятались. «Надо в город лететь к человеку»,  решил комар.  Полетел,  да только об дома крылья обломал, хоботище погнул, лапу об асфальт ободрал. 
Стало ему больно и горько, да так, что он сразу и проснулся, и очень обрадовался своему ма-а-аленькому размеру».

    Шесть вопросов оператора РВС, как кривые зеркала в комнате смеха, искажают условия задачи… и заставляют работать наше воображение, помогают по-новому увидеть задачу, подсказывают неожиданные решения.


                   Личная аналогия (эмпатия)

    В основе эмпатии, наиболее сильного вида аналогии, лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или  представляемым объектом. Решающий задачу вживается в образ объекта,  пытаясь выяснить возникающие при этом чувства,  ощущения.  Главный смысл эмпатии – войти в роль кого-либо или чего-либо. (Этот прием широко используется в искусстве,  когда актер «вживается»  в образ своего героя,  живет его чувствами, мыслями, ощущениями).
    Как научить детей ставить себя на место другого,  ощутить его настроение,  чувства,  заботы?  Ведь чтобы изменить,  улучшить что-то, необходимо его понять, понять его взаимоотношения с другими. Существует ряд упражнений,  которые позволяют   выработать это умение.
    С чего начать?   Есть художественные произведения,  в которых отражается точка зрения литературных героев.  Надо обратить внимание детей на особенность этих произведений.  Например:

                             Объяснение
                                                                                           М.Першин
«- Что такое зубы? – спросил палец у руки.
- Зубы – это ногти, которые растут во рту, - ответила она.
- А что такое рот? – спросил палец.
- Как бы тебе объяснить? –  задумалась рука. –  Рот…  Рот…  Это вроде подмышки на голове.
- Но я не знаю, что такое голова! – воскликнул палец.
Рука усмехнулась.
- Голова – это такой здоровый кулак на шее.
- А шея? – уставился на нее палец.
- Ну,  это просто, -  сказала рука. –  Это такая короткая рука на плечах.
- А!  Плечи я знаю, -  обрадовался палец. –  Это ладони,  которые держатся за тебя, чтобы не упасть.
- Угу, - откликнулась рука.
Теперь–то палец,  наконец,  понял,  что зубы –  это просто ногти в подмышке здоровенного кулака на короткой руке,  которая стоит на плечах. А уж плечи ему и раньше были знакомы».

    Рассмотрев произведения,  можно обратить внимание детей на то, какими словами герои произведений выражают свои чувства. Только теми, значение которых им понятно. Почему? Потому что у каждого свой круг интересов и знания каждого небезграничны.
    Разобравшись в механизме передачи чувств,  можно предложить детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.  Для этого необходимо выбрать кульминационный момент,  где происходит самое интересное,  важное событие,  или любой другой эмоционально окрашенный момент (самый грустный или самый веселый)  по желанию детей.  Предложить детям поставить себя на место каких-либо героев (одушевленных или неодушевленных).
    В начале работы по обучению детей эмпатии можно использовать элементы костюма (косынку, шапочку, хвостик…). Желательно, чтобы они как можно более соответствовали тому времени,  о котором идет речь в рассказе.  Дети начинают двигаться,  вести себя,  разговаривать так,  как «там».  Когда дети привыкнут к «вхождению в роль»,  почувствуют прелесть игры, необходимость в атрибутах отпадает.
    Роли дети выбирают себе сами. Ведущий (воспитатель)  предлагает на минуту закрыть глаза,  представить своего героя в этот момент.  Что герой чувствует, что делает, как двигается? Педагог в это время медленно читает текст,  предшествующий выбранному эпизоду.  Дети открывают глаза и вслух описывают чувства, которые переживает их герой. Во время описания можно двигаться,  передавая характерные движения,  мяукать, рычать и т.д.
Все описания начинаются так: «Я…» (называют героя, роль которого изображают). Потом начинается описание чувств.

              Школьные принадлежности.

- Вот всегда в этом доме шум! Никакого покоя. То туда. То сюда. Неужели опять никто не хочет слушать меня,  такого толстого,   самого большого? Я – портфель, я – главный и не потерплю беспорядка!
- Нет,  это я –  карандаш самый главный. Я могу всех разрисовать хоть крестиком, хоть ноликом. Жаль только, что чем больше я оттачиваю свое мастерство, тем меньше я становлюсь.
- А вот я – ластик и если ты – карандаш будешь зазнаваться, сотру тебя начисто.
- Что за шум? По линейке становись! А не то всех перемеряю, не будь я линейка.
- А я такой длинноногий, все кружусь, кружусь. Я прирожденный фигурист. Посмотрите, какие я фигуры выписываю. Ах, как это чудесно - быть циркулем.
- Все.  Тихо.  Все по местам.  Спать.  Закрываюсь,  не будь я портфель!

 Представьте себя на месте литературного героя,  предмета,  или явления. Опишите чувства, которые вы переживаете.

                              Заключение
   Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п.  - всё  то, что в совокупности составляет творческие способности.
   Опираясь на технологию ТРИЗ- исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения дошкольников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.
Это поможет педагогам лучше использовать проектный метод обучения. Применение ТРИЗ в проектном методе позволяет существенно повысить эффективность выполнения проектов, более успешной будет и деятельность дошкольников.
    Принципиальное отличие ТРИЗ от каких–либо методик и теорий в том,  что это не сборник отдельных приемов,  действий,  навыков и не их формализация,  а попытка создать метод,  посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении - есть «инструмент»,  с помощью которого воспитатели смогут сами «изобрести свою педагогику»
    Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики –  не получать лишь отдельные,  частные решения,  а создать принцип,  используя который педагог сможет вместе с детьми   находить логичный выход из любой житейской ситуации,  а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы.  Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых:  их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь.  Обретя навык мышления,  отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.
    Из главных целей дошкольного образования (воспитательной, познавательной и развивающей) ТРИЗ-технология блестяще выполняет развивающую. А развитый интеллект сам решит цель познавательную. Что же касается воспитательной цели педагогики, то творчество несет большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека, определяя его активную жизненную позицию.

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С.  Найти идею.  Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.

2. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. –  М.: Просвещение, 1991.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.

4.Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения.  Методические рекомендации. Часть I.– Владимир: ВГПУ, 2006.

5. Крылов Е.  Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ //Дошкольное воспитание. – 1995. - N10. – С. 30-34.

6. Крылов Е.  Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. - N6-8.

7. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. – 1993. -N4. –С. 23-26.

8. Поддъяков Н.Н.  Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Ярославль: Нюанс, 1996.

9. Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. - N1. – С. 8-17.

10. Страунинг А.  Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - N3-4.

   
  Rambler's Top100