logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой  по приобщению детей к чтению»

Из опыта работы.

Авторы: Вартанян Ирина Михайловна, старший воспитатель, Кобзарева Оксана Федоровна, учитель-дефектолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории N 250 Советского района города Ростова-на-Дону.

 

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
 (В.А. Сухомлинский)

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искали ответ и педагоги нашего ДОУ.
С целью реализации годовой задачи «Обеспечение методических условий и создание развивающей предметно-развивающей среды для приобщения детей к художественной литературе» на учебный год. были запланированы следующие формы работы:

  1. Оформление уголков чтения в группах,
  2. Создание книжной больницы
  3. Выставка детских рисунков и поделок
  4. Создание книжек-самоделок
  5. Ознакомление с биографией и творчеством писателей.
  6. Тематические выставки,
  7. Проведение викторин по литературным произведениям
  8. Литературные вечера
  9. Посещение библиотеки

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды. Создание условий это самое главное условие по формированию представлений о художественной литературы у детей. Эти условия мы создали на прогулочных участках детского сада.
Был создан уголок «Сказки» с элементами сказочных героев. На участке появились персонажи из сказок «Колобок», «Айболит!», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», персонажи по мотивам сказок А.С.Пушкина. Здесь мы закрепляем содержание сказок с детьми.
Педагогами нашего детского сада оформлены книжные уголки, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества: разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки - панорамы); в старшем дошкольном возрасте выделяется полочки "Полочки умных книг", "Читаем сами".
Книжный фонд пока небольшой, однако, в ней создана атмосфера настоящей библиотеки, которая способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений ("библиотека", "стеллаж", "читательский формуляр" и др.).
В перспективе намечено организовать библиотеку, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов, а отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами.
Знакомство детей с детской литературой помимо ежедневного чтения в свободной форме. Предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  1. Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  2. Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
  3. Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
  4. Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей). Для педагогов ДОУ проводились консультации «Ознакомление дошкольников с художественной литературой». «Уголок книги в детском саду», «Организация чтения художественной литературы»

Систематически для родителей готовятся печатные консультации по приобщению детей к книге, а также для развития интереса к театральной деятельности. Родителей ознакомили с перечнем книг, используемых для чтения детям в соответствии с возрастом. Педагоги совместно с детьми организовали и провели праздник «Путешествие по страницам книг» ДОУ сотрудничает с библиотекой для слепых и городской библиотекой им В.И. Ленина.
Организовываются экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста.
Сотрудники библиотеки знакомят с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база).
С целью повышения эффективности работы по приобщению старших
дошкольников к книге проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители
активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.
Сотрудники ДОУ также не отстают и с интересом знакомятся с новинками и используют в работе с детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и перессказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

   
  Rambler's Top100