logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Развитие  у детей  дошкольного  возраста   познавательной  активности в процессе  ознакомления  с игрушкой.

Автор: Муравлёва  Надежда  Михайловна, воспитатель, МБДОУ детский сад   N358, г.о.Самара.

Скачать презентацию к данному материалу.

 

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко,- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.
         Все больше входит в жизнь детей техническая игрушка. Это - игрушки, приводящиеся в движение с помощью пружины, электричества, инерционного двигателя; игрушки с дистанционным управлением. К технической игрушке относятся: средства передвижения по земле, воде, в воздухе и космосе; техника, используемая в труде, - тракторы, комбайны, шагающие экскаваторы, подъемные краны; средства связи и информации - телефоны, радио, телевизоры, а также часы, фотоаппараты, киноаппараты, фильмоскопы, швейные и стиральные машины и т. д.; заводные куклы и зверюшки. Широко распространены игрушки типа конструкторов, различные технические наборы. Техническая игрушка должна быть грамотно выполнена без подделки материала (не рекомендуется замена деревом металла или глины), механизм должен быть открыт (чтобы ребенок не ломал игрушку), она должна расширять технический кругозор, интересы детей к строительству и технике.
Наблюдение за   игровой деятельность показало, что большинство девочек играют с куклами, зверюшками. Их игры отличаются большим разнообразием сюжетов. Большинство девочек практически не используют в играх технические игрушки. В технические игрушки девочки играют лишь тогда, когда воспитатель дает им определенные познавательные сведения о технических игрушках.
Большинство девочек отдают предпочтения техническим игрушкам, которые можно использовать в играх с куклами – большие заводные машины в качестве транспортного средства для кукол, игрушечные бытовые приборы (к примеру, стиральная машинка).
Игрушки мальчиков в испытуемой группе разнообразны. Это и конструкторы, и машинки, и кубики, познавательные игры и т.д. Однако, воспитатель отмечает, что все мальчики предпочитают технические игрушки, конструкторы, многие игрушки дети приносят с собой из дома. С техническими игрушками большая часть мальчиков играет постоянно. В первую очередь все мальчики обращают внимание на новые технические игрушки, показанные воспитателем, или принесенные детьми из дома.
Несомненно, что новые игрушки обладают большими коммуникативными возможностями. Они способствуют общению, объединяют детей. Мальчики сразу же собирались в кружок, рассматривали игрушку друга, рассказывали о своих игрушках. При появлении новой технической игрушки дети сами определяли развитие сюжета игры. Один из мальчиков принес из дома игрушку-самолет. Игра не прекращалась в течение длительного времени. Дети «заправляли» самолет, обсуждали куда заливать бензин, появилась идея лететь на самолете и спасать людей. Таким образом, знания повлияли на характер взаимоотношений детей, обогатили игру. Но самолетом управляли мальчики. Девочки были на второстепенных ролях.
Я  предложила  детям игру в «Магазин», прийти в магазин и купить несколько игрушек. Мальчики отказались от предложения купить куклу, отвечали «Я не девочка», «Мальчикам куклы не нужны». Девочки же, напротив, охотно приняли предложение купить вертолет и поезд. Девочки отвечали так: «Я буду катать куклу, поеду с ней в гости».
В тоже время мальчики не отказались от предложения купить игрушечную стиральную машину. Машинка имела электромотор и выполняла все операции, связанные со стиркой белья. Многие мальчики захотели научиться стирать, чтобы потом помогать маме.
У мальчиков доминирует интерес к техническим игрушкам. Интересы девочек более подвижны и ситуативны.  Это и следует учитывать воспитателю в своей работе.
Являясь средством передачи социального опыта, технические игрушки несут огромную информацию об окружающем мире, которую дети получают свободно, ненавязчиво. Поэтому все виды технических игрушек должны использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в учебном процессе.
Благодаря занимательности конструктивного и художественного решения технические игрушки   вызывают  удивление – способность, побуждающую детей интересоваться окружающими предметами и явлениями. Занимательность обостряет все психические процессы. В работу включается мышление. Играя, дети мысленно сравнивают игрушки с настоящими машинами, учатся управлять ими. Реакции и поведение ребят, которым в группу принесли новую игрушку, бывают примерно такими: улыбка, настороженность, недоумение сменяются сосредоточенностью (дети рассматривают игрушку, затем возникает желание самостоятельно привести в действие механизм). После его освоения дети стремятся произвести действия с теми деталями, которые можно открыть, поднять, отвернуть, перевернуть, и, наконец, узнать то, что недоступно для ощущений.
Технические игрушки повышают интерес детей к труду взрослых, формируют потребность в овладении трудовыми навыками и умениями; помогают представить трудовой процесс и практически решать несложные задачи; дают определенный запас сведений о работе простейших механизмов, способах передачи электроэнергии, движения.
Таким образом,  игрушка - способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности. – «Химия в школе». - N 7. – 2007. – с. 31-33.
  2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб.пособие / Л.П. Баданина. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очер: Кн.для учителя – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  4. Глазырина Е.А. Развитие познавательной активности школьников. – «Школа и производство». - N 8. – 2008. – с. 50-52.
  5. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: Учеб.пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 224 с.
  6. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: Кн.для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991. – 63 с.
  7. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учебное пособие / В.М. Козубовский. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2007. – 448 с.
  8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО»МОДЭК», 2001. – 384 с.
  9. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб.пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.
  10. Познавательные психические процессы / Сост.и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
  11. Провоторова Н.А. Межпредметные связи: формирование познавательной активности школьников. – М.: Из-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 272 с.
  12. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
   
  Rambler's Top100