logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Поддержка   самостоятельности  у детей  старшего дошкольного возраста.

Автор: Сарновская   Лариса  Ивановна, МБДОУ детский сад  N358, г.о.Самара.

Скачать презентацию к данному материалу.

 

Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение.
Следует отметить самостоятельность таким   образом:
1.Умение действовать по собственной  инициативе
2.Умение выполнить  привычные дела без обращения за помощью взрослого
3.Умение осознанно  действовать  в ситуации заданного требования
4.Умение осознанно действовать  в новых условиях
5.Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Швейцарский психолог Жан Пиаже считает, что дети формируются  лучше, когда делают что – то самостоятельно, а не получают ответ от взрослого. Предлагает давать детям делать всё   самим. Он верил, что дети познают, когда им любопытно. Надо питать любопытство.
Особое внимание в своей работе уделяем экспериментам, опытам, проектной деятельности.   Наша группа провела следующие проекты  «Вулканы»,  «Жигулевские горы»,  «Своё имя», «Наши защитники», «Морская вода».
В старшей и подготовительной   группах одним из продуктивных  действий   для развития   самостоятельности  является   ручной труд. 
Наши  пальцы связаны с мозговыми центрами  и даже простейшие ручные работы заслуживают постоянного  внимания  и заставляют  ребёнка думать.
Используем разнообразные формы работы.
- чтение  стихов, рассказов
 - слушание музыки
-  дидактические  игры
-  пальчиковая гимнастика
- физминутки
- сюжетно – ролевая игра
 Очень интересная форма – придумывание стихов   вместе с детьми.
Такое вот стихотворение:

«Ладошки»
Ты пришёл рано утром в свой сад,
Вещи в шкаф положил, снял сапожки.
Ах, какой молодец. Воспитатель так рад.
А теперь ты помоешь ладошки.
В завтрак, ужин, обед
Дети ставят на стол и салфетки, и вилки, и  ложки.
И, конечно, для наших детей не   секрет,
Надо с мылом помыть всем ладошки.
Мы гуляли, играли, катались с горы,
Вот разулись на  нашем порожке,
Сняли куртки, шарфы,
Сразу вспомнили мы
Надо с мылом помыть нам ладошки.

Стихотворение  для мальчика Димы
Если куклу угостил пряником из  теста,
Надо, чтоб ты не забыл
Всё убрать на место.
Если взял карандаши
И раскрасил волка,
Всё убрать ты поспеши
В шкафчик и на полку.
Книжки взял ты почитать,
Посмотреть картинки,
Но на место  всё убрать
Надо без заминки.
И тогда ты скажешь нам
Громко, наконец –то,
Всё  убрал, ребята, сам,
Просто молодец я!
Мы организовали кружок  « Леди и джентльмены».
Используем игры  Жана Пиаже:
- Ленивый ребёнок
- Левый –правый
- Хвостики
- игровые ситуации «Мамы нет рядом», «Помоги Зайке»
-творческие игры « На необитаемом  острове», «В походе»
- игры ТРИЗ
- сюжетно –ролевые игры.
Но, к сожалению,   некоторые дети начинают бояться самостоятельности.
Как  же помочь справиться с несамостоятельностью  ребёнка?
Вот некоторые советы
1.Возможность самостоятельно  выбирать то, что он сегодня  наденет
( но помогать с выбором)
2.Приучать ребёнка к мысли, что для него как и для всех  членов семьи существуют определённые нормы, правила поведения. Важно закреплять постоянное поручение  за ребёнком.
3.Не следует ограждать его от проблем
4.Помогать   найти самому себе занятие
5.Гиперопека
        Ведущая цель нашей программы дошкольного образования: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие  психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к школе в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение  безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Следует также и развивать  и   самостоятельность у ребёнка в дошкольном возрасте, прививать способность к труду.
Своё выступление я хочу закончить стихотворением:
Чтобы вырос настоящий гражданин,
Добрый человек и семьянин,
Наш защитник, творческая личность,
Надо чтобы было всё отлично
И в семье, ив детсаду, и в школе,
И в родной стране. Чтобы привольно
рос в любви, творил, играл, смеялся,
быть самостоятельным старался.
И тогда создаст свой мир и век
Маленький и светлый человек.

   
  Rambler's Top100