logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

«Теоретико – методические основы гендерного воспитания дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателей.

Авторы: социальный педагог Моисеева Юлия Владимировна, педагог-психолог Комарова Наталия Ивановна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Основная общеобразовательная школа N12.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ.

Задачи:

  • Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;
  • Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников;
  • Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, ситуации.

Участники: педагоги, специалисты ДОУ.

План семинара:

  1. Вступительное слово. Значение гендерного воспитания дошкольников.
  2. Понятие «пол» и «гендер».
  3. Гендерное воспитание.
  4. Аспекты гендерной социализации.
  5. Гендерная принадлежность по возрастам.
  6. Участники гендерного воспитания.
  7. Викторина «Мальчики и девочки».
  8. Различия между мальчиками и девочками.
  9. Разбор ситуаций «Ваши действия».
  10. Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию.
  11. Заключение.

 Ход семинара-практикума:

1. Значение гендерного воспитания дошкольников.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблеме современной науки - и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и вы сможете использовать полученную информацию в своей педагогической практике.
       Все люди делятся на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек и отличаются друг от друга внешним видом, особенными признаками и внутренними качествами.
К сожалению, на протяжении тридцати лет общество убеждало нас в обратном, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек (далее мы поговорим об этом).
С изменениями современной общественной жизни появились новые социальные условия, произошла ломка системы половых ролей и культурных стереотипов.
Раньше отцы были в меру ласковые с ребенком, брали на себя повседневные заботы о нем, его уважали в семье, прежде всего жена. Современные отцы считают, что воспитание детей – это удел женщин, а их задача – работать, чтобы обеспечивать семью материально. Отцы становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по-матерински, часто отсутствуют или не справляются. Необходимо помочь отцам обрести место в обществе. Современные мамы и бабушки совмещают семейные обязанности с работой вне дома, становятся главой семьи, либо «деловой женщиной», для которой семья и дети не являются важной ценностью. В семье нет разделения на мужские и женские роли, как раньше. Происходит насыщение образа женщины мужскими характеристиками.
Ранее педагогическая наука и практика чаще всего не учитывала пол как важную характеристику ребенка. В программе, по которой мы работали и пока еще работаем, дифференцированный подход не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты.

В условиях модернизации российского образования создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на полоролевую социализацию ребенка и запросы его семьи.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят важнейшие задачи:

  1. переосмысление сущности процесса образования, 
  2. поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.

В нормативных документах к системе дошкольного образования сформулирован социальный заказ, который заключается в том, что результатом деятельности ДОУ являются не только знания, умения, навыки выпускников, но гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации.

  • Зачитывание справки по итогам опроса детей старшего дошкольного возраста. Направление: «Гендерное воспитание дошкольников» (см. Приложение 1) 

2. Понятие «пол» и «гендер».

В современной науке используются два термина: пол  и гендер.

Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Пол относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское, по-разному определялись роли матери и отца. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

3. Гендерное воспитание.

Наши дети испытывают сильную психическую нагрузку, так как число их контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия). В разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя, владеть основами культуры речи. Должное внимание в воспитательно-образовательной работе ДОУ должно быть уделено становлению межличностного общения как взрослых с ребенком, ребенка со взрослыми, так и между детьми.

Гендерное воспитание – это:

  • влияние на психическое и физическое развитие мальчика и девочки;
  • отношения представителей разного пола к своим социальным ролям в    обществе;
  • формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах.
  • формирование определенной модели поведения;
  • овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
  • личная жизнь людей в семье;
  • правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

4. Аспекты гендерной социализации.

   Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • Эмоциональный (мотивационный)– отношение к другому человеку как к высшей ценности, проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия.
  • Когнитивный - познание другого человека (взрослого, сверстника), способность понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения (эмоционального состояния).
  • Поведенческий - выбор адекватных ситуаций способов общения, этически ценных образцов поведения.

 

5. Гендерная принадлежность по возрастам.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.  Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

6. Участники гендерного воспитания.

  • семья
  • окружение ребенка
  • педагогический коллектив детского сада

Формирование гендерной устойчивости зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. Отношения, которые складываются между родителями, служат ребенку моделью отношений между полами. Мальчик должен расти мужественным, а девочка - женственной, поэтому родителям ребенка следует проявлять эти качества как образец для подражания.

Важны для ребенка и отношения с ближайшим окружением, бабушками, дедушками, тетями, дядями, особенно, если это неполная семья. Когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Формирование гендерной устойчивости зависит также от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, в котором ребенок находится большую часть времени.

7. Викторина «Мальчики и девочки».

Почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на… мальчиков и девочек.

 Викторина «Мальчики и девочки» (приложение 2)

8.  Различия между мальчиками и девочками.

Различия на психическом уровне

Девочки

Мальчики

  • более развито левое полушарие,

          обеспечивающее регуляцию речи и     
          письма

  • имеют преимущественно долговременную память
  • развито наглядно-образное мышление
  • адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы
  • легче переносят эмоциональный стресс
  • субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания
  • более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов
  • имеют преимущественно кратковременную память
  • обладают абстрактным мышлением
  • лёгкая адаптация к окружающей среде
  • с трудом переносят стресс
  • объективная самооценка

Различия на физическом уровне

  •  меньше масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность
  •  быстрее развивают точность и координацию движений
  • визуальное восприятие информации происходит по горизонтали
  • большая масса тела и физическая сила
  • менее развита точность и

          координация движений

  • доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали.

Различия на поведенческом уровне

Девочки

Мальчики

  • скрытны, послушнее, приветливее
  • раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие
  •  высокий уровень чувствительности и социальной ответственности
  • слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи.
  • более оптимистичны, открыты
  • показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше
  • низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения
  • более чётко визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать

9.  Разбор ситуаций «Ваши действия»

   Как часто приходится сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы задачами. Давайте и мы с вами попробуем разобраться с подобными ситуациями.  (см. Приложение 3)

10. Методы и приемы, рекомендуемые для использования воспитателями по гендерному воспитанию:

  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Встреча гостей», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Магазин»;
  •  Беседы с использованием иллюстраций;
  •  Чтение художественной литературы (сказки и рассказы с разными моделями поведения). Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

   В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т.п.). И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

  • Проблемные ситуации с этическим содержанием;
  • Дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься?, «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?», «Профессии»;
  • Фольклор с акцентом на гендер (потешки, пестушки). Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику,  прогнозируется их будущее.

Например:
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
***
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ

  • Подбор игрового материала и оборудования для игровой деятельности  мальчиков и девочек (н-р, для мальчиков: дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игра «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков», для девочек: «Хозяюшки», «Кукольный магазин», «Танцуют все», «Парикмахерская», «Домино для девочек»);
  • Физкультурная форма  для девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей (по цвету, эмблемам и т.п.);
  • На дверях туалетной комнаты можно поместить таблички с условными знаками:  мальчики или девочки.
  • Метки для полотенец для девочек и мальчиков.

11. Заключение.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Приложение 1

Справка по итогам опроса  детей

Направление: «Гендерное воспитание дошкольников»

Дата проведения:

Форма проведения:

Место проведения:

Опрос провел:

С целью диагностики полоролевой воспитанности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, выявления знаний и представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно-ценных), в начале года нами было проведено исследование. В индивидуальной беседе было опрошено ________ детей старшего дошкольного возраста. Им задавались четыре серии вопросов.

Первая серия вопросов была направлена на выявление представлений детей о роли и занятости мужчины и женщины в семье.

Вторая серия вопросов  была направлена  на уточнение представлений детей о социальном статусе мужчины и женщины, о профессиях.

Третья серия вопросов была направлена на определение уровня знаний детей об основных чертах и качеств  мужчин и женщин.

Четвертая серия вопросов была направлена на изучение представлений детей о различиях мальчиков и девочек, культуре общения.

 

Приложение 2

Викторина «Мальчики и девочки»

Психолог: Предлагаемые ниже задания помогут сравнить представления психологов и вас, педагогов, о различиях мальчиков и девочек.

Педагогам предлагается ответить «Да» или «Нет».

Вопросы для педагогов:

  1. Девочки более послушны, чем мальчики.
  2. Девочки лучше относятся к природе.
  3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
  4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
  5. Мальчики больше одарены в математике.
  6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
  7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
  8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая.
  9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
  10. Мальчики агрессивные.
  11. Девочки менее активны.
  12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
  13. Девочки более ласковы.
  14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
  15. Мальчики более предприимчивы.
  16. Девочки более трусливы.
  17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
  18. Девочки реже соперничают между собой.
  19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
  20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

 

Ответы психологов:

  1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.
  2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.
  3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
  4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее  девочки более целеустремленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
  5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
  6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.
  7. До 10-13 лет разница незначительная, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
  8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
  9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
  10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
  11. Не  установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
  12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
  13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
  14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании. При их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
  15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
  16. Девочки на самом деле не так трусливы, как многим кажется. В действительности  они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
  17. Не  больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее  приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
  18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.
  19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
  20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол   здесь не имеет значения.

 

Приложение 3

Проблемные ситуации

  • В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия.
  • Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?
  • Ребенок уединился и удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, вы застаете его за этим интересным для него занятием. Ваши действия.
  • Мать: Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
 Отец:  А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

 

Литература.

  1. Авт.-сост. Л.В.Астапович. Гендерный подход в воспитании личности / Мн.: Красико-Принт, 2011. 128 с.
  2. Гендерное воспитание дошкольников. Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПР и СО», 2005. С. 3.
  3. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010.
  4. Жеребкина И. А. Введение в гендерные исследования Жеребкина И. А. (ред.) Введение в гендерные исследования. В двух частях
  5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
  6. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»
  7. Штылева, Л.В. Гендерный подход в педагогике и образовании // Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 165-188.
   
  Rambler's Top100