logofon
Сайт работников дошкольного образования
Заголовок
Главная страница | Конспекты НОД | Консультации для воспитателей | Методические разработки | Документация

 

 

 
Свидетельство
На сайте "Все для детского сада" Вы можете разместить свои материалы и получить свидетельство о публикации для своего портфолио
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: ivalex@vistcom.ru

Консультации для воспитателей

Организация процесса социальной адаптации детей в детском саду как основа для реализации программы ФГОС дошкольного образования.

Автор: Галочкина Наталия Евгеньевна, социальный педагог, Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад N388 Нижегородская область, г. Нижний Новгород.

 

Вопрос о социальной адаптации детей к ДОУ всегда занимала в дошкольной педагогике ведущее место. Особую актуальность этот вопрос приобретает с 2013 года, когда  происходят важные изменения в структуре дошкольного образования. Принятые Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [2] значительно изменили сложившуюся систему работы педагогов в дошкольных учреждениях. Как отмечает А. Н. Кулайкова, «предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. [3, с. 16].
Программа ФГОС призвана  обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических физиологических особенностей Она охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. [2. II. 2. 1].
Однако,  чтобы  реализовать требования стандарта ФГОС в ДОУ необходимо создать условия для социальной адаптации детей, без которых воплощение программы станет невозможным.
Процесс адаптации представляет собой определенную целостную систему, включающую в себя ряд структурных взаимосвязанных элементов или уровней: психофизиологических, социально-психологических и педагогических. Соотношение этих составляющих во многом определяет специфику течения адаптационных механизмов.
 Социальная адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды [4]. По  мнению  Т.К.  Кончанинa, такого рода адаптация  представляет  собой  один  из  этапов  социализации,  которую  каждый  человек  проходит  в  своей  жизни  [5]. Б. Д.  Парыгина  характеризует  адаптацию  как  составную  часть  социализации,  представляющую  собой  многоуровневый  процесс  из  жизни  человека,  который  включает  в  себя  предпосылки  биологического  характера,  а  также  приспосабливание  человека  к  социуму[6]. Социально-психологический уровень адаптации характеризуется степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого малыша, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребёнка [7, с. 15].
Средний срок адаптации по возрастам составляет: 1) дети ясельного возраста-7-10 дней; 2) дети трехлетнего возраста-2-3 недели; 3) дети дошкольного возраста-1 месяц. Однако практика показывает, что у многих детей на адаптацию уходит больше времени. Также в процессе адаптации выделяют 3 стадии психо-эмоционального состояния ребенка: 1) стадия тревоги  2) стадия сопротивляемости  3) стадия либо стабилизации и выздоровления, либо истощения
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, комфортнее, стабилизировать его психо-эмоциональное состояние, что является необходимым условием развития социальной активности ребенка. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире первое знакомство с воспитанниками ДОУ Трофимова О. В. рекомендует  проводить в игровой форме [8, с 140]. Опираясь на положения ФГОС Н. И. Коробейникова [9] выделяет три группы необходимых условий для процесса адаптации детей  в младшей группе:
 1.    Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.).
         Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
            Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие.
 2. Вторая группа условий, как отмечает Н. И. Карабейниковой [9], характеризует требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
 Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
В педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании [10, с. 100]. Субъектность ребенка как социально-целостное качество личности необходимо специально формировать в процессе педагогического взаимодействия, не только с ребенком, но и с семьей. Для успешной адаптации необходима слаженная работа педагогов и родителей, установление взаимопонимание между ними. В заключении отметим, что социальная адаптация ребенка первых трех лет жизни, происходит путем подражания и заимствования, сопоставления себя с другими. Так как жизненный опыт ребенка невелик, для успешной социальной адаптации он нуждается во внимании, педагогическом сопровождении и поддержке.

Список литературы:

1. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Кулайкова, А. Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – C. 15 – 17.

4. Королева, С. В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореферат диссертация ... кандидата педагогических наук : 03.00.02 / Королева, Светлана Викторовна;  – Москва, 2011. –  202 с.

5. Кончанин, Т.К.  К  вопросу  о  социальной  адаптации  молодежи  /  Т.К.  Кончанин.  Тарту. – 2009. –  163  с.

6. Парыгин,  Б.Д.  Основы  социально- психологической  теории  /  Б.Д.  Парыгин. – М.  2008. – 541  с.

7. Волобуева, Н. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения / Н. А. Волобуева, Т. В. Климова, В. М. Ширшова  // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – N 5. – Т. 9. – С. 16 – 19.

8. Трофимова О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). –   М.: Буки-Веди, 2012. – С. 139 – 142.

9. Коробейникова, Н. И. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования / Н. И. Коробейникова. - [Электронный ресурс]. – http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/45-preschool/2088-2014-07-13-14-23-53.

10.  Кульневич, С. В. Педагогика личности: От концепций до технологий [Текст] : учебно-практ. пособие: Для учителей, классных руководителей,студентов, магистрантов и аспирантов пед.учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 159с.

   
  Rambler's Top100